Если жизнь прожить честно
В ходе беседы с Анатолием Николаевичем Зубилиным мы сразу решили: объять необъятное невозможно. Все подробности истории саровского образования можно прочитать в только что вышедшей книге о городе, выпущенной к его 55-летию. А мы фрагментарно пройдемся по основным ее вехам и вспомним самые любопытные случаи 60-летней истории образования.
Существовали всего три школы: 47, 48. 49. Переименованы они были где-то в конце 1952-го – начале 1953 года. Их номерами стали: 1, 2, 3. Школы были очень перегружены. Поэтому в августе 1953 года открыли среднюю школу № 12. Вот эти факты А.Зубилин помнит точно. За все остальное (существуют воспоминания старожилов еще о самой первой саровской школе) не ручается, так как сам приехал в город только в 1953 году.
Уроженец Дмитровска-Орловского Анатолий с детства впитал в себя все, что связано с педагогикой. Ведь учился он в прямом смысле у мамы и папы.(А затем судьба сложилась так, что и супругой его стала тоже учитель – Нина Ивановна Назарова. В этом году исполнится 55 лет их совместной жизни.) Поэтому выбор профессии был предопределен. Он благодарен родителям за то, что не сдерживали порыва ехать учиться в столицу. С первой попытки поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина. Учиться на физмате было интересно, но трудно.
Окончив МГПИ, по спецнабору поехал в Саров, который в то время носил совсем другое имя. Технически это выглядело так: заполняли анкету для отдела кадров Министерства образования на пятнадцати страницах, а на собеседовании по распределению спрашивали, не хотите ли поехать в один из городов в центре России? Но никто не знал, где именно будет работать и жить. А адрес узнали, когда приехали по месту назначения: Москва, почтовый ящик 975. Молодые ребята и девушки ехали целой группой. Все специалисты прибывали в город с разницей в один-два года. Но именно этот период их жизни в Сарове, а у некоторых и трудовой стаж, сегодня равен возрасту города – 55 лет!
Анатолий Зубилин начал свою педагогическую деятельность учителем математики в школе № 2. Позже она была отдана под гороно. Вот так: в Доме учителя начал трудиться, в нем и закончил.
О кремлевской елке
Из самых ярких воспоминаний первых лет на саровской земле – поездка из сверхсекретного закрытого города на самую первую в Москве кремлевскую елку. Вот так удачно сложилась судьба – по директиве сверху собрали старшеклассников в один поезд и поехали в столицу. Но без казуса не обошлось. Анатолий Николаевич вспоминает с улыбкой: «В Шатках одну девочку «потеряли». В тапочках она вышла подышать воздухом и пропала. Приехали в Арзамас, пытаемся сказать, что у нас ребенок отстал от поезда, и не знаем, как объяснить, из какого мы города. Ведь информация секретная. Но кое-как объяснились. А девочка прилетела на самолете и уже на вокзале встречала нас». Впечатлений от елки в Кремле у школьников было море. Учителя же в это время посетили Оружейную палату. В то время это было великое событие – съездить в Москву. Потому что просто так выехать из города было практически невозможно. А если уж удалось выпроситься по делам, то опоздать с возвращением хотя бы на минуту вообще было страшным ЧП. За первым КП опоздавшие оставались ночевать в специальной землянке до выяснения всех обстоятельств неявки.
В отпуска на «большую землю» редко ездили. Отдыхали в основном в местном профилактории на реке Сатис.
Школьная «оттепель»
«Если мне память не изменяет, в 1958 году Хрущевым было принято постановление об улучшении работы школы и связи ее с жизнью», – продолжает рассказ А.Зубилин. Семилетка заменилась восьмилеткой. В это время появляются производственные мастерские. Потом стали строить первые теплицы при школах. Самое важное в этот период времени – переход на новые формы обучения.
Меняется методика ведения урока. Анатолий Николаевич тогда был директором школы № 19: «В 50-х годах структура урока была однотипной: сначала – организационный момент, потом – опрос, объяснение нового материала и закрепление. Ничего в ходе урока изменить было невозможно, методисты следили за этим очень строго. А в начале 60-х получил распространение опыт учителей Липецкой области: гибкая структура урока, опрос у доски, комментированное письмо, поурочный балл». Пример липецких учителей всколыхнул всю страну. В 1965-м была проведена первая городская конференция на тему «Слияние воспитания и обучения в единый процесс». В этом же году начинается организованная воспитательная работа с подростками по месту жительства. Очень хорошо развивались опека и попечительство. Первой этим систематически начала заниматься Л.Веретенникова. «Пробила» выполнение очень важного положения о том, что за ребятами, попавшими в детский дом, закреплялось жилье. Строили хоккейные и ледяные площадки во дворах. Начали работу общественные тренеры, руководители кружков детских клубов. Так родился в городе «Кожаный мяч». Уже в 1967 году наша команда «Черноморец» (ЖЭК № 5, школа № 17) стала призером страны.
В школах ввели обязательное питание. Вместо буфетов открывались столовые. Ликвидировались двухсменные занятия. Появились смотры-конкурсы кабинетов. Когда в начале 70-х провели первое совещание школ городов ЗАТО, то лучшей стала десятая школа. И особенно всем понравился кабинет химии О.Патраловой.
60-е годы были ознаменованы еще и тем, что среди 11 пионерских дружин, сформированных к этому времени в городе, развернулось движение за присвоение имени героя.
Олимпиадное движение набрало обороты уже в 70-е годы. Сначала это был только городской уровень. А затем с большим трудом добились участия в олимпиадах в Москве. Не в Нижнем, подчеркиваю, а в Москве. Нижний Новгород ни в какую нас не воспринимал поначалу. А на всероссийский уровень можно было пробиться только через область. По приему в вузы среди городов ЗАТО наши ребята всегда были первыми. Но с каждым годом поступить становилось сложнее. Увеличивались конкурсы в ведущие вузы. Поэтому в городе создали специализированные школы с углубленным изучением некоторых предметов. В школьных научных обществах стали работать научные сотрудники ВНИИЭФ. Начали налаживаться связи школ с вузами страны. Так чуть позже и появились Харитоновские чтения.
К поступлению в вузы ребята готовились в основном без репетиторов. Учитель не считался с личным временем, если ребенку нужно было объяснить что-то еще раз после уроков. А.Зубилин: «Сначала все держалось на энтузиазме. Гораздо позже продумали систему поощрений, награждений. Но нужно учесть, что не все измеряется деньгами. Очень важно поощрить морально – вручить, например, грамоту.
Мы «пробили» и такие награды учителям, как значок «Отличник просвещения». А каждую пятилетку их награждали орденами».
О доверии к ЕГЭ
С таким опытным в системе образования специалистом, как Анатолием Николаевичем (он возглавлял отдел образования 40 лет!), я просто не могла не поговорить о реформах. А.Зубилин: «Считаю, что ЕГЭ – пока непродуманная система. Возможно, что для некоторых предметов ЕГЭ и годится, но по многим тестовые опросы не дают объективной картины знаний ученика. Поэтому согласен с позицией Садовничего, который больше доверяет экзаменам вуза, чем единому государственному экзамену».
Мир держится на чудаках
А чудаки – это честные люди. И очень хорошо, если они – учителя. Вот к такому выводу мы приходим в финале нашей беседы с Анатолием Николаевичем. Ребята всегда видят фальшь взрослых. Порой остро на нее реагируют. Но сводить с детьми счеты, особенно учителю, ни в коем случае нельзя.
Сегодня в стране очень много говорится о том, как непросто воспитать нынешнюю молодежь. А.Зубилин четко формулирует и основные постулаты для молодых людей: «Все очень просто: бороться за честь семьи, за честь школы, которую ты оканчиваешь, за честь города, в котором живешь, за честь своей страны. Надо готовить себя к жизни в обществе. Я надеюсь, что ребята будут жить без обмана.
Нужна обыкновенная честность». «А это возможно в нашем жестком мире?» – не успокаиваюсь я. «На 100 процентов – нет. Но стремиться нужно. И заниматься больше детьми.
… Мир держится на чудаках, на честных и смелых. Они-то и двигают систему. Те, кто приспосабливаются, тоже могут чего-то добиться. Но кто их помнит потом?.. Многие ребята, которые сегодня заканчивают школу, в большинстве случаев честнее нас. А значит, у России есть будущее».
Б.Аполлонова,
фото Е. Пегоевой и из домашнего архива А.Зубилина